Полная версия сайта
Главная » Документы » Общие документы » Формы социального обслуживания » Положение о клубе «Гармония » для пожилых людей и инвалидов ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Бологовского района

Положение о клубе «Гармония » для пожилых людей и инвалидов ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Бологовского района

 


Утверждаю:
Директор ГБУ «КЦСОН»
Бологовского района
________ Н.В. Шмырёва
« 26 » февраля 2018 г.



Положение о клубе «Гармония » для пожилых людей и инвалидов
ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»
Бологовского района

 

Пояснительная записка

Понятие «качество жизни» (в отличие от «уровня жизни», определяющего материальное благосостояние) характеризуется отсутствием серьезных психологических проблем, свободой от психологических стрессов повседневной жизни, наличием разнообразных возможностей для повышения уровня образования и культуры, доступностью информации, развитым чувством собственного достоинства личности.
На практике мы сталкиваемся с тем, что пожилые люди, которые вышли на пенсию и чувствуют в себе силы развиваться, приносить пользу обществу, вынуждены доживать свою жизнь на весьма скромную пенсию. Сейчас при Центрах социального обслуживания работают не только отделения оказывающие помощь пенсионерам, утратившим способность к самообслуживанию, но и отделения, работающие с так называемыми «активными пенсионерами».
Тренинговая Программа занятий для людей пожилого возраста «Познай себя» является актуальной в реалиях современности, так как среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность человека жизнью в любом возрасте, самым важным считается здоровье. Ухудшение здоровья приводит человека к ощущению бесполезности и беспомощности. Неудивительно, что в пожилом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной: наблюдаются физиологические изменения организма, снижение сенсорных функций. И в тоже время, решение возрастных задач: осмысления жизненного пути, помощи в воспитании внуков, передачи накопленного опыта требует физических и энергетических затрат. Как видно из вышесказанного, очень трудно совместить важную задачу зрелого возраста (подведение жизненных итогов) с обстоятельствами жизни большинства пенсионеров.
Разработанная Программа имеет определённую направленность.
• Образовательная направленность. Программа нацелена на ознакомление с методами самопрезентации, приёмами творческой работы и работы в технике арт-терапии, раскрытие внутреннего потенциала участников. Оказание помощи в познании себя и своих потребностей.
• Развивающая направленность. Программа способствует развитию положительной мотивации и заинтересованности занятиями, умению работать в команде, чувственного и невербального контакта с окружающими. А также, установлению коммуникативного и интерактивного общения, развитию творческого потенциала участников, навыка слышать себя и выявлять собственные потребности, навыка в познании внутреннего мира себя и окружающих, навыка релаксации. Развивает способность находить выход из конфликтной ситуации, желание вступать в дружеское взаимодействие.
• Воспитательная направленность. Программой предусмотрено снятие нервно-психического напряжения с помощью методов и техник арт-терапии, воспитание желания работать в группе. Выработка у участников желания быть счастливыми.
Новизна программы заключается в успешном сочетании нескольких арт-терапевтических техник, позволяющих участникам познать свой внутренний мир, раскрыть творческий потенциал, установить коммуникативное и интерактивное общение. Развить способность находить выход из конфликтных ситуаций, желание вступать в дружеское взаимодействие и научиться работать в группе.
Целесообразность Программы в том, что людям пожилого возраста достаточно сложно рассказывать о своих переживаниях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Занятия, построенные на основе арт-терапевтических техник, помогут пожилым людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими их людьми. Такие групповые занятия помогают пенсионерам сконцентрироваться на своих телесных ощущениях и через это обратиться к своим внутренним душевным процессам, аккумулировать свой жизненный опыт, способствуют принятию себя и своего жизненного пути.
Формы и методы деятельности, на занятиях, являются увлекательными, так как раскрывают творческий потенциал человека, комфортными, так как налаживают коммуникативные способности участников.

Этапы
1. Проанализировать психологические потребности целевой группы.
2. Создать план групповых занятий с гражданами пожилого возраста.
3. Провести групповые занятия.
4. Сделать выводы по полученным результатам.
5. Создать методическое пособие, учитывая полученные результаты.

Общие положения
1.1. Клуб « Гармония » – это организованная встреча граждан пожилого возраста и инвалидов для эффективного проведения своего досуга, получения и обмена разнообразными знаниями для поддержания и укрепления состояния своего здоровья, расширения зоны психологического комфорта личности, а также для развития положительных личностных качеств и полезных навыков саморегуляции своего психологического и соматического состояния.
1.2. Деятельность клуба организуется в ГБУ « КЦСОН Бологовского района» (далее по тексту – Учреждение).
1.3. Клубная деятельность проводится в русле гармонических социально-психологических отношений индивидуума и общества и базируется на синтезе гуманистического и телесно-ориентированного подхода в сфере психологии личности.
1.4. Клуб формируется из лиц пожилого возраста и инвалидов, которые объединены общим стремлением поддержки и укрепления состояния здоровья, увеличения зоны психологического комфорта личности, продления активного долголетия и расширения кругозора в выборе различных развивающих и оздоровительных направлений, методов и методик, применяемых в сфере гуманистического направления психологии и самоактуализации личности для дальнейшего внедрения и применения в своей практической жизни.
1.5. Ответственный специалист за деятельностью клуба – педагог - психолог Учреждения.
1.6. Документация оформляется педагогом - психологом под руководством директора Учреждения. В состав общей документации клуба входит: положение о клубе, список участников, план работы клуба на год, текстовые материалы занятий и приложения, отчеты-описания о проведенной работы.

Цель и задачи клуба
2.1 Целью клуба является наиболее полное и всестороннее информирование граждан пожилого возраста и инвалидов о направлениях, методах и методиках психологического и соматического оздоровления и совершенствования личности в сфере гуманистического и телесно-ориентированного подхода в психологии личности и социальной психологии.
2.2 Задачи клуба:
2.2.1. Содействие в формировании активной жизненной позиции у граждан пожилого возраста и инвалидов в отношении к самим себе, к укреплению своего собственного здоровья и увеличению зон психологического комфорта, а также в продлении активного долголетия.
2.2.2. Гармонизация внутреннего мира личности, которое выражается в социальной адаптивности и преодолении чувства одиночества.
2.2.3. Содействие в обогащении знаний в направлении возможности выбора и применения каких-либо развивающих и оздоровительных направлений, методов и методик из психологии гуманизма и самоактуализации личности человека.
2.2.4. Содействие в снятии нервно-психического напряжения, уменьшении чувства одиночества и, улучшении состояния здоровья и увеличении интереса к общественной и личной жизни.

Деятельность
3.1. Периодичность проведения заседаний в клубе – 1 раз в две недели.

Основные правила работы:

3.2. Подбор и изучение различных развивающих и оздоровительных направлений, методов и методик в сфере психологии гуманизма и самоактуализации личности индивидуума.
3.3. Передача знаний гражданам пожилого возраста и инвалидам в устной форме, раздача кратких памяток методик, демонстрация упражнений ведущим.
3.4. Обсуждение пройденного материала. Ответы на вопросы участников клуба.
3.5. Общаться с уважением к другим, не громко и не агрессивно, не использовать ненормативную лексику.
Права участников клуба

4.1. Принимать участие во всех заседаниях, проводимых в клубе.
4.2. Обращаться с вопросами и предложениями к любому участнику клуба и ведущему.
4.3. Вносить предложения по работе клуба.
4.4. Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
4.5. На получение квалифицированной помощи педагога – психолога.

Документация
5.1. Положение о клубе.
5.2. Годовой план работы клуба.
5.3. Диагностики.
5.4. Теоритические и практические материалы для занятий в клубе.

Ожидаемые результаты
6.1.Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.
6.2. Развитие навыков продуктивного взаимодействия.
6.3. Повышение психологической грамотности пенсионеров.
6.4. Формирование активной социальной позиции.